Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Христина Шведская

Христина Шведская (Кристина Шведская) (англ. Queen Christina of Sweden, Королева Христина Шведская) (18.12.1626, Стокгольм – 19.04.1689, Рим) – единственная дочь из оставшихся в живых взрослых детей великого протестантского короля и героя Густава II Адольфа и Марии Элеоноры, принцессы Бранденбургской. Получила прекрасное классическое образование, причём особенное внимание уделялось физическому воспитанию – за этим строго следил её отец. Изучала греческий, латинский, еврейский языки, историю, религию, литературу, политику (эти дисциплины она изучала под руководством мудрого и просвещённого придворного капеллана её отца, а потом епископа Иоганна Маттиаса Гота, 1592–1670). После смерти отца в 1632 г. была провозглашена королевой Швеции.

Её деятельная и эксцентричная натура восставала против строгого этикета и скуки королевского двора, любимым занятием в часы отдыха были прогулки на лошади и охота. Подданные королевства, видевшие в ней достойную дочь великого отца, страстно желали, чтобы она поскорее сделала свой выбор, вышла замуж и одарила нацию наследником престола. Но Христина Шведская, испытывая отвращение к брачной жизни (но не к любовным приключениям), не пожелала связывать себя супружескими узами, и вообще намеревалась отречься от престола в пользу своего кузена Карла Густава, домогавшегося ее руки. Однако на некоторое время её министры отговорили её от этого шага.

Она окружила себя литераторами, людьми искусства, музыкантами, художниками, придворными льстецами, шутами и т. п., оказывала им покровительство и вообще всяческие знаки внимания. В числе многих достойных и знаменитых людей, приглашённых ко двору, были Рене Декарт, Гуго Гроций, Габриэль Ноде (он был библиотекарем королевы).

В 1654 г., в расцвете лет, она всё же решилась на неординарный шаг, явив собой замечательный и редчайший пример презрения к власти, которые многие объясняли по-разному, – одни называли это поступком чрезвычайно легкомысленным, свойственным самой природе этой эксцентричной, ветреной и взбалмошной женщины, другие – верхом великодушия и самопожертвования, были и такие, которые полагали, что единственным побудительным мотивом столь неординарного поступка было желание во что бы то ни стало произвести сенсацию, – так это или нет, но Христина Шведская отреклась от престола. Как выразился Вольтер, «она предпочла жить среди людей, привыкших рассуждать и думать, чем править теми, кто повиновался, не рассуждая». Она отказалась от протестантской веры в пользу католической и во главе многочисленной свиты и слуг отправилась в Рим, где, как она считала, заживёт без разлада со своим внутренним миром и своими представлениями, и где, действительно, проводила жизнь достаточно беззаботную и легкомысленную, посвятив себя искусству, политическим аферам и любовным похождениям. Павел Муратов, прекрасный знаток итальянской культуры, рассказывая о жизни Христины Шведской в Италии, приводит её собственное признание: «Моё времяпрепровождение, – говаривала она, – состоит в том, чтобы хорошо есть и хорошо спать, немного заниматься, приятно беседовать, смеяться, смотреть итальянские, французские и испанские комедии и вообще жить в своё удовольствие». И далее: «В ее дворце прелаты смешивались теперь с искателями приключений, сладкоголосыми и женоподобными кастратами, педантами в огромных париках, комедиантами и поэтами из Аркадской академии. Все вечера Христина Шведская проводила в театре, где держала себя так, что римский народ скоро перестал стесняться её. <…> Теперь, как только она появлялась на улицах, острые на язык сограждане Пасквино кричали ей любезности в духе итальянской комедии. Христина Шведская откликалась на это, высунувшись в окно кареты и изрекая афоризмы гораздо менее церемонные, чем те, которые она сочла нужным напечатать».

После смерти шведского короля в 1660 г. она ненадолго посетила Стокгольм и, как говорят, даже пожелала вернуть себе корону, но, не получив одобрения своим намерениям (она уже была католичкой), вернулась в Рим. Обладая прекрасным здоровьем и жизненной силой, она пережила многих из людей, долгие годы находившихся у неё в услужении. Память о ней омрачена случаем её жестокой расправы со своим конюшим Мональдески (Monaldeschi), которого она заподозрила в предательстве и приказала своей страже убить, при этом, пока шла кровавая расправа, Христина Шведская находилась в смежных покоях (это случилось в ноябре 1657 г. в Фонтенбло).

Она основала литературную академию в Риме (Accademia Reale, существует и по сей день под названием – Accademia dei Lincei), театр «Tor di Nona», а в своем дворце Palazzo Riario содержала придворный театр; она собрала богатейшую коллекцию рукописей и книг IV–XIV вв., известную под названием «Codices Reginenses Graeci et Latini» (куплена папой Алесандром VIII и преподнесена в дар библиотеке Ватикана), уникальную коллекцию предметов старины и произведений искусства (в её собственной картинной галерее в Palazzo Riario, среди прочих, были представлены: тринадцать творений Тициана, одиннадцать полотен Веронезе, шесть работ Рафаэля, несколько работ Корреджо, а из современников – творения Аннибале Карраччи и Гвидо Рени); она покровительствовала композиторам и музыкантам (среди них Алессандро Скарлатти, Алессандро Страделла, Арканжело Корелли).

Её незаурядный ум и всесторонняя развитость, тем не менее, не предохранили ее от некоторых химерических проектов и авантюрных предприятий, на которые она время от времени решалась, от всякого рода авантюристов и любителей поживиться, шарлатанов, астрологов и мошенников, толпой обивавших пороги её дворца (она, например, щедро ссужала деньгами проходимца и мошенника Борри, обещавшего ей добыть «философский камень», и финансировала его алхимические опыты, которые он проводил в темнице).

Христина Шведская, вдохновлённая грандиозным успехом максим Ларошфуко, собственноручно составила два больших сборника своих афоризмов и размышлений (писала она на французском языке): первый – «Les Sentiments Héroïques» – официальный, как представляется, предназначался для печати; второй – «Ouvrage de Loisir» – менее формальный, интимный. Её афоризмы, более громоздкие по сравнению с отточенными и краткими максимами Ларошфуко, которому она, по-видимому, стремилась подражать, не лишены достоинств. Особенный интерес представляют её теологические размышления, и в самом деле искренние и оригинальные и дающие представление о её религиозных воззрениях, и её размышления о классической истории, которую она прекрасно знала, и по которым можно судить о её исторических и литературных пристрастиях и тонком художественном вкусе, сказавшемся в собранных ею образцах старинного искусства. Известна её автобиография или мемуары о годах детства – «Histoire de la Reine Christine faite par elle-même, dediée à Dieu» (Христина Шведская начала писать свои записки в 60-х годах в сорокалетнем возрасте и продолжила их в последнее десятилетие своей жизни, но не успела завершить), записки о жизни и деяниях Александра Великого и Цезаря («Réfléxions diverses sur la vie et sur les actions du grand Alexandre», «Réflexions sur la vie et les actions du César»).

Для царствования Христины Шведской и характеристики её личности могут служить, кроме её собственных трудов, мемуары французского посла Chanut (Париж, 1875) и дневник англичанина Whitelocke (изд. на шведском языке в Упсале в 1777 г.). Биографию Христины Шведской составил датский ученый Фрииз (на немецеом языке – «Königm Christine von Schweden», 1899); Baron de Bildt, «Christine de Suéde et le Cardinal Azzolino. Lettres inédites» (П., 1899). –– («Энциклопедия Брокгауза и Ефрона».) Христина Шведская похоронена в Базилике Святого Петра в Ватикане.

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/245

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки