Создать биографию



Ксенофонт (Ξενόφων, лат. Xenophon)

Комментарии к дате рождения: 
ок. 430 до н. э.

Наука: Историки, Философы

История: Военачальники

Искусство: Писатели

Ксенофонт (Ξενόφων, лат. Xenophon)
Комментарии к дате смерти: 
355 до н. э.
Георафия жизни: 
Древняя Греция
Род деятельности: 
военачальник, историк, писатель, философ

Ксенофонт (Ξενόφων, лат. Xenophon) (ок. 430 – 355 до н. э.) – греческий военачальник, историк, писатель и философ, сын Грилла, из богатой всаднической семьи в Афинах; с молодых лет сделался другом, учеником и последователем Сократа. В 401 г. поступил на службу к персидскому царю Киру Младшему и участвовал в военном походе Кира Младшего против своего брата Артаксеркса. После гибели Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю (описание этого похода – содержание его сочинения «Анабасис»). Прибыв к Геллеспонту, он предоставил спасенным соединиться со спартанским войском, ведшим войну за освобождение малоазийских греков, а сам с Агесилаем отправился в Грецию. Осужденный в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества, но был вознагражден спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта. Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбой фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своей родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменен, но вскоре Ксенофонт умер. Полный стремления к практической деятельности, он не желал ограничиться кабинетной ученостью и сухими отвлеченностями; но ему недоставало творческой оригинальности и патриотизма. Греки особенно ценили язык его, ясный, точный, определенный, с округленным и прозрачным строем периодов; за изысканность выражений его называли «аттической пчелой». Сочинения его, перечисляемые его биографом Диогеном, все дошли до нас: «Анабасис» или «Поход Кира» («Κύρου άνάβασις»), где рассказывается о неудачной военной экспедиции Кира Младшего и отступление десяти тысяч греков (рассказ ведется от третьего лица, и сам Ксенофонт в своей «Греческой истории» называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом; по литературным достоинствам и правдивости «Анабасис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне); знаменитые воспоминания о жизни Сократа и его учеников «Воспоминания о Сократе» («Memorabilia»), рисующие привлекательный, полный жизни образ великого греческого мудреца, тем более важный, что Ксенофонт, неспособный к метафизике, не мог приписать Сократу собственных своих взглядов; «Греческая история» («Ελληνικά», «Hellenica»), в которой изложил историю Греции с 411 по 362 г. и которая является непосредственным продолжением труда Фукидида; «Symposium» (серия диалогов, в которых главным действующим лицом является Сократ); «Киропедия» или «Воспитание Кира» («Cyropaedia») – политический роман о воспитании Кира Старшего, выставляющего этого персидского царя образцом мудрого правителя (по словам Авла Геллия, Ксенофонт предполагал дать в своей книге противовес платоновской «Политике»); «Агесилай» (похвальное слово спартанскому царю); «Гиерон» (диалог между поэтом Симонидом и тираном сиракузским о преимуществах частного лица перед тираном и о средствах осчастливить государство); «Рассуждение о лакедемонском государстве» («Λακεδαιμονίων πολιτεία») – прославление ликурговского строя Спарты; а также несколько небольших трактатов о ведении домашнего хозяйства, охоте и т. д.: «О домоводстве» – диалог между Сократом и Кристобулом о хозяйстве, особенно о земледелии, переведенный Цицероном на латинский язык; «Советы для начальника конницы», «Советы для всадников», «О псовой охоте» (это последнее некоторыми учеными считается подложным). «Защита Сократа» – продолжение заключительной главы «Воспоминаний…», вероятно, принадлежит внуку Ксенофонта; приписывавшееся Ксенофонту рассуждение об афинском государстве – олигархический памфлет об афинской демократии, сохранившийся в сильно испорченном виде – на самом деле не принадлежит ему (одни ученые считают автором его Крития, другие – Фриниха); сочинение «О доходах» многими учеными считается составленным в середине IV в. и также не принадлежащим Ксенофонту. Письма в рукописях Ксенофонта, как доказал еще Бентли, подложны. (Излагается по «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона»).

 

 

Ваш рейтинг: Отсутств. Оценка: 5 (1 vote)

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 5 гостей.