Номер журнала «Новая Литература» за июль 2023 г.

Ауфи (англ. Awfi, Awfi Sadiduddin), Садид ад-Дин Мухаммед ибн Мохаммед Бухари

Ауфи (англ. Owfi, Aufi, Awfi, Awfi Sadiduddin), (Садид ад-Дин Мухаммед ибн Мохаммед Бухари, 1171 – ок. 1232, по др. источникам, 1241 или 1242) – персидский историк, учёный и писатель. Родился в Бухаре в именитой семье: семья ведёт свою родословную от Абд аль Рахмана ибн Ауфи, сподвижника Пророка; дед Ауфи был одним из ведущих учёных Средней Азии, а его дядя по матери был личным врачом караханидского правителя Мавераннахра, отец был поэтом.

Начальное образование получил в родном городе – изучал историю, литературу, право, каллиграфию и другие науки. В 1201 г. он переехал в Самарканд и был принят на службу при дворе в качестве ответственного секретаря по составлению официальных посланий. Это не мешало ему совершенствовать своё образование у самаркандских учёных. С 1203 г. Ауфи путешествует по Средней Азии, Хорасану и Индии, посещает Мерв и Хорезм (1203), Герат и Нису (1206), Систан (1207), Нишапур (1210), Казвин, Исфизар и другие иранские города, а также Газни, Лахор и Дели. Он стал проповедником и получил официальное разрешение на сбор и передачу хадисов (преданий о Пророке) от учёных, с которыми довелось ему встречаться.

Равномерное течение жизни было нарушено событиями, разрушительные масштабы которого были беспрецедентными не только для Средней Азии, но и для всего евразийского континента – мусульманского мира, Восточной Европы и ряда крупнейших государств Восточной Азии: наступила эпоха монгольских завоеваний. Это была жестокая, кровавая и бурная эпоха, когда под натиском орд Чингисхана рушились мусульманские государства Средней Азии и под развалинами городов и в огне пожарищ гибли несметные культурные сокровища. Десятки, если не сотни, тысяч книг в библиотеках Мерва, Бухары, Хорезма, Самарканда, Нишапура и других городов были уничтожены.

Около 1219 г., услышав первые слухи о монгольском вторжении в Среднюю Азию, Ауфи бежал от монгольского нашествия из Бухары в Индию. Индийские годы жизни Ауфи – наиболее плодотворная пора его творчества: до Индии монголы не добрались, и здесь Ауфи создавал свои произведения о быте и нравах властителей, горожан, ремесленников, бедняков и богачей. Известно, что в 1223 г. он исполнял должность судьи города Канбаят (на западном побережье Индии) и здесь завершил перевод на фарси сборника нравоучительных и занимательных рассказов арабского писателя X века ат-Танухи «Радость после трудности». Ему довелось также жить в Синде (район современного Карачи), в городе Уч (Пенджаб) и в Гуджарате.

В 1228 г., после подчинения Синда власти Делийского султаната, Ауфи переходит на службу к его властелину Шамс ад-Дин Илтутмышу и перебирается в Дели. И здесь он имел возможность работать на своими произведениями. Он ещё имел возможность пользоваться источниками, которыми не располагали авторы, писавшие после него в Иране и Средней Азии. Из этих источников, представлявших почти все отрасли знаний тогдашнего мира, он собрал и составил огромный свод занимательных рассказов и анекдотов (более 2000 кратких рассказов главным образом исторического характера) – «Собрание повествований и лучи преданий» («Джавами’ аль-хикайат ва лавами ар-ривайат», ок. 1228; англ. «Jawami-al-Hikayat») – выдающийся образец средневековой персидской прозы, настоящая сокровищница ума. Подобного энциклопедического труда на персидском языке до Ауфи не существовало. Этой книгой зачитывались многие поколения, её переводили на другие языки, ей подражали, наконец, из неё черпали мудрость и заимствовали материал более поздние авторы. Собрание Ауфи во многом определило характер и структуру последующих подобных сборников (книгу читают на Востоке и до сих пор). В 1957 г. она была названа в числе десяти лучших книг читателями иранского журнала «Сохан» в ответах на разосланную этим журналом анкету.

Огромный сборник Ауфи состоит из четырёх частей; каждая из них посвящена особой теме: в первой части рассказывается о познании Бога, о пророках, святых и царях, во второй – рассказы о лучших свойствах человеческой природы, в третьей – о дурных, в четвертой – рассказы о чудесах и диковинах окружающего мира и об обычаях разных народов. Каждая часть делится на 25 глав, которые состоят из отдельных рассказов и анекдотов, общее количество которых превышает две тысячи (2113 историй).

Ему принадлежит также антология стихов («тазкире», первая из известных нам, написанная на персидском языке) «Совершенство сердец» (в другом переводе «Сердцевина сердец», «Лубаб аль-альбаб», англ. «Lub-al-Albab», ок. 1220), в которой приведены также сведения о знаменитых поэтах VII–XIII вв., писавших на фарси, причём эти сведения подаются читателю опять же в занимательной форме в виде небольших историй и анекдотов. Благодаря этим книгам сохранены для потомков драгоценные крупицы сведений о той далёкой эпохе и её людях. Известно также о других сочинениях Ауфи, упоминаемых в других источниках: по истории Туркестанских властителей, о свойствах веществ (оба они утеряны) и «Madayih al-Sultan» (сохранился лишь небольшой фрагмент). Точная дата смерти Ауфи неизвестна. Мохаммад Казвини утверждает, что Ауфи дожил по крайней мере до 1232 или 1233 года.

Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/3776

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Как издать бумажную книгу со скидкой 50% на дизайн обложки