Создать биографию



Монтень (Montaigne), Мишель Эйкем де (Eyquem de)

Дата рождения: 
28.02.1533
Место рождения: 
Château de Montaigne, окрестности Бордо, Франция

Общество: Гуманисты, Моралисты

Дата смерти: 
23.09.1592

Наука: Философы

Искусство: Писатели

Монтень (Montaigne), Мишель Эйкем де (Eyquem de)
Место смерти: 
Château de Montaigne
Георафия жизни: 
Франция
Род деятельности: 
философ, гуманист, писатель, моралист

Монтень (Montaigne), Мишель Эйкем де Монтень (Eyquem de Montaigne) (28.02.1533, Château de Montaigne, окрестности Бордо, Франция – 23.09.1592, Château de Montaigne) – французский философ-гуманист, писатель-моралист, эрудит, поклонник античности, автор знаменитых «Опытов» («Essais», 1580, 1588) – книги философских раздумий, наблюдений в области человеческих свойств и отношений, личной и социальной этики, истории, философии и литературы. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, которая в XV в. получила дворянство и прибавила к своему родовому имени Эйкем еще фамилию Монтень, по названию приобретённой прадедом Монтеня (в 1496) сеньории Монтень. Монтень много и старательно учился. В юном возрасте ему довелось слушать лекции знаменитого шотландского гуманиста Бьюкенена, который преподавал в коллеже г. Бордо. Затем он изучал право, вероятно, в Тулузе, и в 1557 г. стал советником парламента Бордо. Здесь он познакомился и подружился с гуманистом и ученым Этьеном де ла Боэси. В 1580–1581 гг. совершил путешествие через Германию и Италию, которое описал в «Дневнике путешествия» («Journal du voyage»; многое из этого дневника вошло в «Опыты»). В 1581–1585 гг. Монтень был мэром Бордо. В 1588 г., находясь в Париже, был арестован как предполагаемый агент Генриха Наваррского, но освобождён после нескольких часов нахождения в Бастилии, пока шло разбирательство. Последние годы жил в своём родовом замке, много читал и продолжал отделывать свои знаменитые «Опыты», значение которых в истории литературы трудно переоценить: именно благодаря Монтеню и его произведению развился новый литературный жанр – «опытов» или «эссе» – отрывочные, не связанные в единый замысел, мысли и рассуждения на самые разные темы, – жанр, получивший в дальнейшем широкое распространение в европейской литературе. ► Из высказываний Монтеня: «Отличительный признак мудрости – это неизменно хорошее расположение духа». –– «В некотором смысле лучше так и не стать порядочным человеком и не научиться праведно жить, чем постигнуть это тогда, когда жизни уже не осталось». –– «Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать». –– «Все средства – при условии, что они небесчестны, – способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы. Что до стойкости, то её задача состоит главным образом в том, чтобы терпеливо сносить невзгоды, с которыми нет средств бороться». –– «Трусость – мать жестокости». –– «Ценность души определяется не способностью высоко возноситься, но способностью быть упорядоченной всегда и во всём. Её величие раскрывается не в великом, но в повседневном». ► Вовенарг о Монтене: «Монтеня отличают сила, непринуждённость, смелость мысли; он сочетает неисчерпаемое воображение с неодолимой жаждой размышлять. Его произведения восхищают самобытностью, обычной приметой глубокой души; он получил в дар от природы острый и меткий ум, который присущ людям, опережающим время. В свою варварскую эпоху Монтень был настоящим чудом, тем не менее никто не дерзнёт утверждать, что он свободен от недостатков, свойственных его современникам; были у него и собственные, притом значительные, которые он защищал весьма ловко, но безуспешно, потому что подлинные недостатки защитить невозможно. Он не умел ни связывать мысли воедино, ни ограничиваться в рассуждениях разумными пределами, ни успешно сопоставлять различные истины, ни выводить из них следствия. Восхитительный в подробностях, беспомощный в целом, он искусно ниспровергал, но плохо строил; отличался многоречивостью в цитатах, размышлениях, примерах; делал рискованные заключения на основе расплывчатых и сомнительных фактов; портил порой серьёзные доказательства пустыми и ненужными догадками; в противовес принятым взглядам часто склонялся на сторону заблуждения; слишком обобщал сомнение и оспаривал очевидное; чересчур много, что там ни толкуй, говорил и о себе, и обо всём прочем; не отличался гордой и неукротимой страстностью, которая и являет собой почти что единственный источник возвышенного; оскорблял безразличием и вялостью властные и решительные души; нередко оказывался тёмен и утомителен из-за отсутствия методы; короче, несмотря на очаровательное простодушие и образность, был плохим оратором, потому что не владел искусством составлять речь, давать определения, зажигать страстью сердца и делать выводы» (Вовенарг, «Размышления и максимы», Ленинград, «Наука», 1988, пер. Ю. Б. Корнеева и Э. Л. Линецкой). ► Бокль о Монтене: «Чем был Рабле для представителей теологии, тем стал Монтень для теологии самой. Сочинения Рабле были направлены только против духовенства, а сочинения Монтеня – против самой системы, на которую духовенство опиралось» («История цивилизации в Англии»). –– «Под оболочкой простого светского человека, выражающего естественные мысли обыкновенным языком, скрывался у Монтеня дух безграничного, смелого исследователя. Хотя в уме его не доставало той широты, которая составляет самое высшее проявление гения, но он отличался другими качествами, неразлучными с великим умом. Он был очень осторожен, но в то же время очень смел. Он был осторожен, так как он не хотел верить в некоторые странные понятия на том только основании, что они перешли к его временам по наследству от его предков; но притом он был и очень смел, так как его не пугали те упрёки, которыми невежды, всегда любящие догматизировать, осыпают людей, путём знания дошедших до сомнения. Эти качества и во всякое время сделали бы Монтеня весьма полезным человеком, но в шестнадцатом столетии они придали ему первостепенное значение. В то же время его лёгкий и приятный слог облегчал распространение его сочинений и таким образом содействовал к доставлению популярности тем идеям, которые автор пытался провести во всеобщее сознание» (там же).

Ваш рейтинг: Отсутств. Оценка: 5 (2 votes)