Создать биографию



Эразм Роттердамский (Erasmus of Rotterdam, Desiderius Erasmus Roterodamus), Дезидерий

Дата рождения: 
27.10.1469
Место рождения: 
Роттердам

Общество: Гуманисты

Дата смерти: 
12.07.1536

Наука: Учёные, Филологи, Философы

Искусство: Писатели

Эразм Роттердамский (Erasmusof Rotterdam, Desiderius Erasmus Roterodamus), Дезидерий
Эразм Роттердамский (Erasmusof Rotterdam, Desiderius Erasmus Roterodamus), Дезидерий
Место смерти: 
Базель, Швейцария
Георафия жизни: 
Нидерланды, Франция, Англия, Германия, Италия
Род деятельности: 
учёный, гуманист, философ, филолог, писатель

Эразм Роттердамский (Erasmus of Rotterdam, Desiderius Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Герард Герардс – Gerard Gerards, 27.10.1469, Роттердам – 12.07.1536, Базель, Швейцария) – выдающийся нидерландский учёный-гуманист, философ, филолог и писатель. Сын голландского бюргера, рождённый вне брака, желанное, но незаконное дитя. Мать Эразма рано умерла, а отца, священника, людская молва обвинила в её преждевременной кончине. Его имя – Эразм – означает «желанный» (греч.), к нему Эразм добавил то же слово в латинской версии – дезидерий (desiderius) – Дезидерий Эразм Роттердамский. Учился Эразм сначала в Девентерской школе. Рано осиротев (в тринадцать лет), вынужден был вступить в монастырь (1486), где прилежно изучал латинский язык и классическую литературу. Некоторое время он был секретарём епископа Камбре, а затем ему позволили отправиться в Париж продолжить своё образование. Учился в Парижском университете (1495–1499), часто голодая и не имея приличной одежды. «Когда у меня заводились деньги, я прежде всего покупал книги, а потом еду и одежду», – писал он другу в одном из писем. Жил тем, что зарабатывал частными уроками. Вся его дальнейшая жизнь прошла в скитаниях, вынужденных и добровольных, вызванных его научными, издательскими интересами, политическими и религиозными мотивами. Жил на положении почти беглого монаха во Франции, Англии, Германии, Италии и всюду снискал уважение своей учёностью и прекрасным знанием латинского языка, на котором создавал свои произведения. В Англии Эразм преподавал в университетах Оксфорда и Кембриджа, подружился с выдающимся гуманистом Томасом Мором. Об их первой встрече рассказывают такую историю. Эразм, приехав в Лондон, посетил Томаса Мора, великого государственного канцлера, и, не сказав ему своего имени, вступил с ним в разговор о политике, религии и других предметах. Мор, будучи восхищён его разумом и красноречием, вскочил наконец со своего места и воскликнул: «Ты или Эразм или демон!» В Италии он изучал греческий язык и получил от папы освобождение от монашеского обета. Последние годы прожил в Швейцарии, в Базеле, где работал знаменитый типограф-гуманист Иоганн Фробен, главный издатель сочинений Эразма; в Базеле писатель и умер. В научной и литературной деятельности Эразма важное место заняло восстановление подлинных текстов и точные переводы Нового Завета, ряда произведений отцов Церкви. Глубокий интерес питал к античной культуре. Составленный Эразмом сборник изречений, пословиц и поговорок древних авторов («Адагии»«Adagia», 1500; чуть позже появились и «Краткие изречения») – огромное собрание античных крылатых слов и выражений (около пяти тысяч), остроумно прокомментированных писателем, сыграл выдающуюся роль в распространении античной мудрости и гуманистических идей. Самое известное литературное произведение Эразма – «Похвала глупости» («Moriae Encomium», ок. 1511), посвященная другу Томасу Мору, – остроумный сатирический памфлет в форме проповеди, похвального слова в свой адрес и одновременно защитительной речи, ведущейся от имени Госпожи Глупости, которая берётся доказать (и с успехом это делает), что она – сущность общечеловеческая. Среди других сочинений гуманиста: «Разговоры запросто» – короткие и шутливые диалоги на самые разные темы: о любви, о делах повседневных, радостях и печалях, заботах и забавах и т. д.; философские и богословские трактаты: «О презрении мира» («De contemptu mundi»), «Книга антиварваров» («Anti barbarorum Liber», 1520), «Руководство христианского воина» («Enchiridion militis christiani», 1501), в которых он стремился обосновать свое эстетическое понимание христианства; трактат о государстве и государственном управлении «Воспитание христианского государя» («Institutio principis christiani», 1516). Эразм был врагом религиозной нетерпимости и решительным противником Реформации; в полемике с Лютером он защищал свободу воли (трактат «О свободе воли»«De libero arbitrio», 1524), а Лютер неприязенно отозвался об Эразмовых «Разговорах запросто»: «На смертном одре я запрещу своим сыновьям читать Эразмовы “Разговоры”! Он гораздо хуже Лукиана. Он издевается надо всем на свете, прячась под личиной благочестия». Влияние Эразма на современников и потомков трудно переоценить. ► Девиз Эразма: «Не оглядываться» («Non est fas respicere»). ► Из высказываний Эразма: «Каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе». –– «Сумасбродом называю я всякого, не желающего считаться с установленным положением вещей и применяться к обстоятельствам, не помнящего основного закона всякого пиршества: либо пей, либо – вон, и требующего, чтобы комедия не была комедией. Напротив, истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с нею». –– «Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой». –– «Стыд – это страх честности перед позором». –– «Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением». –– «Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Гневайся на порок, а не на человека». –– «Природе противоречит, чтобы женщина имела власть над мужчинами; кроме того, нет ничего безжалостнее представительницы этого пола, если какой-то гнев возбудит её душу, а распаляется она очень легко, успокаивается же с трудом, только удовлетворившись наказанием». ► Н. М. Карамзин о книге Эразма «Похвала глупости»: «Из сочинений его самое известнейшее есть “Похвала дурачеству”, в котором он смеется над всеми состояниями жизни, а наиболее над монашеским, не щадя и самого папы. Некоторые шутки, конечно, довольно остры, но многие грубы, сухи и натянуты – и вообще книга сия довольно скучна для тех, которые уже читали остроумные сочинения Вольтеров и Виландов осьмого-надесять века» («Письма русского путешественника»). ► С. Д. Артамонов в книге «Сорок веков мировой литературы» писал об Эразме: «Ненавидя монашество, он стал монахом, презирая богословов, он не отказался от титула доктора богословия, который присвоил ему Туринский университет, где Эразм ради этого титула провёл самые нелепые с точки зрения здравого смысла богословские словопрения. Бичуя тиранов и деспотизм, Эразм расточал живым владыкам мира сего самую сладостную лесть и добился того, что они, европейские владыки (короли и магнаты церкви), спорили друг с другом из-за чести принять его у себя, наперебой приглашая его на свои земли. И он, свободный и не терпящий никакой зависимости, переезжал из одной европейской столицы в другую, возглавляя и олицетворяя собой великую республику ума. <…> Открытые сердца порицали Эразма за притворство, смельчаки – за робость, люди непреклонные – за уступчивость. Но никто в его дни не сделал больше для дела прогресса, никто, оставаясь неуязвимым, не высказал более опасных истин, чем он – этот сдержанный, широкий и насмешливый ум».

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::: 

Знаете ли вы, что эту статью о философе Эразме Роттердамском вы смогли прочитать благодаря электрическому току, выработанному на далёкой электростанции за тысячи километров от вас? Для серверов с информацией, которые питаются этим током, его доставили силовые кабели, произведённые тяжёлой промышленностью далёкой страны. Таким образом, между гуманитарными науками и трудом простых рабочих возникает тесная связь, о которой в повседневной жизни мы и не задумываемся. Ну чем не философия?

Ваш рейтинг: Отсутств. Оценка: 4.8 (5 votes)

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 1 гость.